Представьте себе игровой пересказ старых мультиков с Микки Маусом - "Пароходика Вилли", "Часовщиков" и "Плутопии" - наивный, местами черно-белый платформер для Wii, с пленочной перфорацией по краям кадра. Между этими вкраплениями ретро заслуженный геймдизайнер Уоррен Спектор (Wing Commander, System Shock, Deus Ex) деконструирует икону: мышь низвергается в персональный ад, в зазеркалье, в мир позабытых диснеевских персонажей, где верховодит Кролик Освальд - что-то вроде обиженного Троцкого с длинными ушами; микки-маусовская меморабилия ржавеет и рассыхается на свалке, а самому герою, вооруженному волшебной кистью с краской и разбавителем, надлежит перекроить шаткую действительность, исходя из моральных установок играющего. По всему телу Микки подтекает тушь, оторвавшиеся капли улетают вверх, это как-то особенно нервирует.
Идея перепридумать легенду - пристально вглядеться в черные мышиные глаза, забросив их обладателя в перевернутый Диснейленд и поставив перед фактом ежеминутного выбора (струя краски облагораживает мир Пустоши и примиряет Микки с противниками, разбавитель усугубляет распад вокруг, а врагов уничтожает - и чем дальше, тем сильнее это сказывается на сюжете), по-видимому, посетила диснеевских функционеров на фоне успешной трансформации киношного Бэтмена. Уоррен Спектор, которому предоставили практически полную творческую свободу, выполняет здесь, в сущности, ту же работу, что Кристофер Нолан проделал со своим "Темным рыцарем", - показывает героя в новом свете, усложняет знакомый портрет, добавляя целую палитру полутонов. О гамлетовских высотах речи не идет, однако результат уже довольно далек от классических мультиков про Микки, бьющих в цель во многом благодаря своей простоте, - происходящее в игре совсем не так однозначно.
Отдельный вопрос, насколько был необходим именно этот финт ушами. Продюсеры уверены, что мышонок давно нуждался в серьезной креативной ревизии; Спектор в серии интервью перед релизом много говорил о том, что Микки пора из принта на футболке превратиться обратно в одушевленного персонажа; по ходу разработки сотрудники Junction Point Studios накопали в диснеевских архивах немало любопытных креатур, пребывавших в забвении с конца 1930-х. И получается, что игра в конечном счете апеллирует скорее к подросткам, а то и ко взрослой публике, которая в полной мере сможет оценить преображение грызуна, нежели к детям. При этом все-таки сложно вообразить совершеннолетнего геймера, покупающего себе игру про Микки Мауса (если только речь не идет о Kingdom Hearts с тамошней полезной нагрузкой в виде героев Final Fantasy). Epic Mickey, похоже, покупали в первую очередь как подарок детям, за первый месяц продаж разошлось 1,3 млн экземпляров, и это очень приличный результат, учитывая неровное качество собственно игровой части.
Связующие вставки "под классику" решены в духе 16-битной Mickey Mania (1994), основной же массив уровней Пустоши наследует поздним трехмерным частям Zelda и Super Mario Sunshine - с поправкой на дихотомию краски и разбавителя, позволяющих дорисовывать или стирать элементы окружающего мира вроде лестниц или дверей (похожие способности были у Принца в прошлогодней Prince of Persia: The Forgotten Sands). Инспекция диснеевских угодий разной степени оригинальности - от вселенных "Трона" и Питера Пэна до фабрики по утилизации микки-маусовского мерчандайза (sic!) - занимает около двенадцати часов. Большую часть времени приходится сражаться с неудачной камерой, как будто дело происходит на Nintendo 64, а разработчики едва открыли для себя жанр 3D-платформера.
Передвижениями Микки управляет аналоговый джойстик на нунчаке, с помощью пульта Wiimote контролируется прицел, а предоставленная самой себе камера страдает тяжелой формой расстройства внимания, вынуждая игрока поливать краской мышиные ботинки, и терять жизни, сигая в пропасти наугад. Система квестов - на грани хамства: радость первооткрывателя сходит на нет, когда пара десятков обитателей локации-хаба Мин-стрит начинают вдохновенно футболить Микки между собой в инсценировке бюрократического ада с многоходовками типа "поди-принеси". Зато многие уровни можно преодолеть несколькими способами, сюжетных развилок предостаточно, и даже после победы над финальным боссом тянет перепройти отдельные места, посмотреть разные варианты развития событий.
Epic Mickey примечательна главным образом как пример свежего подхода к персонажу, давно превратившемуся в памятник самому себе (сравнение, может быть, малоуместное, но на ум сразу приходят марксисты-романтики шестидесятых с их идеей восстановления "подлинного" ленинского образа). Запомнится вся эта история, наверное, не как геймплейное достижение, а как игра, в которой мышонок в красных шортах попадает в созданный специально для него Сайлент-Хилл, где концлагерный завод перемалывает в труху коробки для завтраков и книжки-раскраски с его, мышонка, портретом.
|